Функциональные разновидности языка
Задание 1. Прочитайте тексты.
1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов, ночью 8-9 градусов.
3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Задание 2. Устно ответьте на вопросы.
1. О чём говорится в текстах — об одном и том же или о разном?
2. Как говорится — одинаково или по-разному?
3. Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?
4. Можно ли 1 или 2 текст использовать в домашней обстановке? Почему?
5. Можно ли вместо сводки погоды по радио или по ТV передать 1 или 3 текст? Почему?
6. Какой из текстов вы используете только в разговоре?
7. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
Задание 3. Дополните примерами из «Слов для справок»
(Записать определение официальной и неофициальной обстановки и в скобочках привести примеры (выбрать подходящие из «Слов для справок») 2-3 примера)
Неофициальная обстановка - это непринуждённая | Официальная обстановка - это деловая |
---|---|
Дома,………… | На работе, …………. |
Слова для справок: в лесу, в общественном транспорте, в гостях, на перемене, на уроке, на экскурсии, на собрании.
5 стилей Табличку перерисовать в тетрадь.
разговорный | к н и ж н ы е | |||
---|---|---|---|---|
разговорный | научный | художественный | публицистический | официально-деловой |
Используется в: | ||||
В быту | В науке и технике | В художественной литературе | В общественной жизни | В официально-служебных отношениях |
Тематика и жанры: | ||||
Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям | Научная лекция, доклад, статья, учебник | Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня | Речь, выступление, газетные статьи | Законы, договоры, документы, постановления, объявления |
Домашнее задание: Определите стили речи. (Ставим номер текста и пишем, какой из 5 стилей используется в данном тексте.)
Образец:
1 - художественный
2 - ………
1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.
3. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.
4. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.
5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак. Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.
6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.
- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.
- Что же нужно сделать?
- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.
7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.
8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.
Тетради сдаём в пятницу (11.12.2020).