Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | Дистанционное обучение

Литература 6 класс

Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева
«Бежин луг»

Здравствуйте, ребята!

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Составьте конспект следующей стати (запишите в тетради определения, выводы и художественные средства).




Главная тема рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Из произведения мы узнаём о жизни подростков в XIX веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы.

Что называется пейзажем?

Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает её особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает своё отношение к ней, передаёт своё настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня».

Каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа? Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день.

Какие же они, краски июльского дня? (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

Чем пахнет день в июле? (Находим в тексте: полынью, сжатой рожью, гречихой.)

Вывод:

Июльский день создаёт впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.

Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа?

(Прочитайте эпизод описания летней ночи: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»)

Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

(Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, тёмное, зловещее, тревожное.)

Какую роль играют многоточия?

(Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Вывод: Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределённой тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Чем пахнет летняя ночь? («У костра: запах русской летней ночи…»)

Ночная природа живёт своей жизнью. У неё свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитайте эпизод описания глубокой ночи.

Какие звуки мы здесь слышим?

Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»

Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. «Утро зачиналось…»

В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни.

Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день. Рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.

Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….



Подведём итоги урока.

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создаёт атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.
  2. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
  3. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полных фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
  4. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
  5. Пейзаж у Тургенева живёт одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
  6. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.


Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»