Русский язык 6 класс
Морфология и орфография
Здравствуйте, ребята! Продолжаем повторять изученное по теме «Морфология и орфография». Запишите сегодняшнее число.
Двадцать третье мая
Классная работа
Морфология и орфография
Выполните в тетради следующие задания.
Задание 1
Найдите и выпишите качественные прилагательные, укажите их грамматические признаки.
- А вот карточка моего отца: голубоглазый блондин, изящный, нежный и застенчивый красавчик, мамин и папин любимчик. (А. Рыбаков);
- В детстве был он остроумный, талантливый мальчик, то живой, то задумчивый. (Н. Гоголь);
- Была она в отца: стройная, хрупкая, изящная блондинка. (А. Рыбаков);
- В нескольких шагах от «русского» дерева, за маленьким столом перед кофейней Вебера, сидел красивый мужчина лет под тридцать, среднего роста, сухощавый и смуглый, с мужественным и приятным лицом. (А. Тургенев);
- Для меня, человека, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны. (А. П. Чехов);
- На семнадцатом году своей жизни Клим Самгин был стройным юношей среднего роста, он передвигался по земле неспешной, солидной походкой, говорил немного, стараясь выражать свои мысли точно и просто, подчеркивая слова умеренными жестами очень белых рук с длинными кистями и тонкими пальцами музыканта (М. Горький).
Задание 2
Выпишите указательные местоимения.
- В два года это был форменный ангел, копия – отец, такой же беленький, голубоглазый, такой же хрупкий и изящный (А. Рыбаков).
- В таком деле, где материальная ответственность, мало быть честным человеком. Я знал много честных людей, которые на материальной работе горели как свечи (А. Рыбаков).
- И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то любил ее так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; ее глаза благодарили за эту любовь (А. Чехов).
- Какая-то связь, невидимая, но значительная и необходимая, существует между всеми; и ничто в этой жизни не случайно, все полно одной общей мысли, все имеет одну душу, одну цель, и, чтобы понимать это, мало думать, мало рассуждать, надо еще, вероятно, иметь дар проникновения в жизнь, дар, который дается, очевидно, не всем (А. Чехов).
*повторяющиеся слова можно не списывать.
Задание 3
Спишите предложения, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Найдите притяжательные прилагательные, выделите в них суффиксы:
- Н..чего отец, естественно, (не)мог изменить, он вошел в дедушкин дом и (не)вмеш..вался в чужую жизнь (А. Рыбаков);
- Валек указал мне моего отца с такой ст..роны, с какой мне н..когда (не)приходило в голову взглянуть на него: слова Валека задели в моем сер..це струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да ещё от имени Тыбурция…(В. Короленко);
- «А нам какое дело до господ! – возразила Настя, - к тому же я ваша, а не пап..нькина. Вы ведь (не)бранились ещё с молодым Берестовым; а ст..рики пускай себе дерутся, коли им весело». (А. Пушкин);
- Со..нце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда (не)мог заглушить птич(?)его щ(о/ё)лкан(?)я и перелива в кустах по ст..р..нам пол..тна. (К. Паустовский).
Домашнее задание
Выполните морфологический разбор любых трёх слов из сегодняшней классной работы.