Родной русский язык
7 класс
Употребление устаревшей лексики
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы закрепляем изученное по теме «Устаревшие слова». Запишите сегодняшнее число и тему урока «Употребление устаревшей лексики».
Слова основного словарного фонда живут веками, хотя и они в какое-то время появляются в языке и в какое-то время отмирают. Поэтому слова, как и люди, бывают старыми и молодыми.
«Так же, как из году в год меняют леса свои листья - старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие», - говорил Гораций.
Если из жизни уходит какой-то предмет или явление, то слово, называющее этот предмет или явление, становится историзмом.
Историзм – это слово, называющее предмет или явление, ушедшее в историю:
Кольчуга, барщина, урядник, конка, нэп, царь и т.д.
Архаизмы – это слова, называющие по-старому предметы, явления, признаки, которые сами по себе не устарели, а называются другим словом.
Например, очи (глаза), сей (этот), зело (очень), вежды (веки) и т.п.
Архаизмы имеют синонимы в русском языке.
Выполните в тетради упражнение.
Распределите устаревшие слова на две колонки: 1) архаизмы и 2) историзмы, устно объясните их значение.
1) Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. 2) Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи. 3) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас. 4) Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к нам.
А теперь предлагаю вам выполнить интерактивные задания.
Пройдите по сслыкам, чтобы открыть их на весь экран.
Архаизмы и историзмы
Найди устаревшие слова
Домашнее задание
Выписать из толкового словаря значение слов: аршин, душегрейка, белояровый, длань, брадобрей, вершок, булатный, горница, верста, кафтан, веретено, треуголка, кольчуга, соха, кокошник, сюртук, лапти.