Буквы Е – И в корнях с чередованием


Здравствуйте, ребята. Начнём урок с морфемной разминки.
Напишите в тетрадях сегодняшнее число

Пятнадцатое апреля

Разберите слова по составу:


расстилать замирать
расстелить замереть

Какой частью речи являются данные слова? Какая схема соответствует им?


Схемы морфемного разбора


Можно ли сказать, что слова, записанные в один столбик, - однокоренные?
Да, у них корни выражают одинаковое значение, но в составе слова есть различия (разные суффиксы).
И если определить грамматические признаки, мы увидим, что перед нами глаголы разного вида (расстилать, замирать - что делать? - несов.в.; расстелить, замереть - что сделать? - сов.в.)

Давайте внимательно посмотрим на корень в каждой паре слов. Почему он пишется по-разному? То с буквой Е, то с И?
При изучении существительных мы уже встречались с орфограммой "Правописание гласных в корнях с чередованием". В таких корнях выбор гласной зависит от определённого условия. Какое же условие влияет на написание Е-И в корнях глаголов? Об этом мы и узнаем на нашем уроке.

Запишите тему урока


Буквы Е – И в корнях с чередованием


Откройте учебник на странице 127 (§ 109), прочитайте теоретический материал и сделайте вывод : когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда И.

Ещё раз прочитайте образец рассуждения под правилом!


Чтобы данная тема стала ещё понятнее, посмотрите видеоурок (~10мин.)



Подведём итог урока. Мы узнали, что в глаголах бывают корни с чередованием гласных Е-И, написание которых зависит от суффикса А за корнем (если есть суффикс А, то в корне пишется И, если его нет, то Е).


К следующему уроку вы должны выучить это правило наизусть и уметь его применять; выполнить письменно упражнение 686. Во время записи выделяйте корень и указывайте выбор гласной (см. образец в правиле). Обязательно выполните разборы.