Глагол как часть речи


Здравствуйте, ребята! Запишем сегодняшнее число и тему урока

Шестое апреля
Глагол как часть речи


Как вы думаете, о чём будет сегодняшний урок? Что мы должны будем вспомнить? Чего мы должны добиться на этом уроке?


Мы с вами уже изучили существительные и прилагательные. Вспомните, с чего мы начинали давать характеристику частям речи?
Конечно, с определения общего грамматического значения.
Если все существительные обозначают предмет, а прилагательные - признак предмета, то что обозначают глаголы?


Значения глагола



Посмотрите на опорный материал и, заполняя пропуски, прочитайте определение глагола.


Опорный материал



У всех получилось? Если нет, посмотрите в учебник (§ 104 стр. 113-114), прочитайте в красной рамочке определение глагола и попробуйте повторить его по памяти.
При этом вы можете воспользоваться памяткой:


Памятка



Выполним практическую работу

Запишите следующее предложение:

В сумерках розовеют стволы берёз.


Подчеркните грамматическую основу. К подлежащему задаём вопрос: кто? что? На эти вопросы отвечает слово стволы. Подчеркнём одной чертой. Что делают стволы? Розовеют. Это слово - сказуемое. Подчеркнём его двумя чертами. Получилась запись:

В сумерках розовеют стволы берёз.


Хорошо. Мы нашли главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Надпишите сверху.
Подлежащее - сущ.
Сказуемое - глаг.


Мы видим, что подлежащее-существительное стоит в форме И.п. мн.ч., а глагол? Определим его грамматическое значение: розовеют - что делают? Глагол стоит в настоящем времени, во множественном числе, так как можно подставить местоимение они. Это местоимение 3 лица, значит, и глагол тоже в 3 лице. Какая категория совпадает у глагола и существительного (в данном случае)? Число. Делаем вывод: сказуемое-глагол согласуется с подлежащим в числе.



Выполните теперь самостоятельно упражнение 652 по учебнику (стр. 114) письменно в тетради. Обратите внимание, что под текстом даются слова для справок (эти слова надо использовать для выполнения этого упражнения).



К следующему уроку вам необходимо отлично знать определение глагола, уметь определять его грамматические признаки.




Внимание

В электронном дневнике я укажу точкой, кому нужно будет сдать работу на проверку. Убедительная просьба соблюдать регламент и не присылать работы тем, кого я не отметила.
При возникновении вопросов по поводу выполнения домашней работы пишите мне личным сообщением до 20.00.