Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе


Русская деревня


Здравствуйте, посмотрите на название нашего урока и подумайте: почему мы объединили две темы: о Родине и о родной природе?
Откроем учебник на стр. 155. Перед нами стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Помню - долгий зимний вечер..." (мы знакомы с этим поэтом и писателем по рассказам "В деревне" и "Лапти"). Прочитаем его.

- Какая картина возникает в вашем воображении?
- Что вы “видите” в ней?
- Какое настроение поэта она передает вам?

Напишите в тетради сегодняшнее число и тему урока:

Иван Алексеевич Бунин
"Помню - долгий зимний вечер..."



Перечитайте 1 строфу стихотворения:
а) какая картина представляется? (зима, ночь, мрак, тучи)
б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое)? (вечер)
в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера?
(свет лампады - полумрак - тишина - буря)


Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.


Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.


Словарная работа:
лампада – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.


Прочитайте 2 строфу.
Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением "дорогой мой".

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

б) что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства).

в) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем).

Прочитайте 3-4 строфы.
Строчки начинаются одинаково (с глагола "позабудь") - это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой? (то, что его окружает, реальность)

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры)

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

Прочитайте 5-6 строфы.
Здесь уже исчезает чувство беспокойства, страха.


Обобщение

а) как надо читать это стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)
б) прочитайте стихотворение выразительно.
в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).
г) какие времена года изображаются поэтом?
д) о чем это стихотворение?


Запишите свой вывод в тетрадь или перепишите следующее:


Это стихотворение о детстве, о природе, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.


Родная деревня


Перейдём к следующему произведению (стр. 156)

Запишите в тетради:


Николай Михайлович Рубцов
"Родная деревня"


Прочитайте это стихотворение.


Произведём анализ произведения по плану:
1. Определите тему стихотворения.
2. На какие композиционные части делится это произведение? Дайте им название. Запишите (получился план текста).
3. Какие средства выразительности использует автор (приведите примеры)? Запишите их в тетрадь.
Если возникли трудности, можете обратиться за подсказкой сюда (сайт "Образовака").
4. Как вы поняли смысл стихотворения? Что хотел сказать автор? Запишите своими словами основную мысль произведения.



Русская деревня


И последнее стихотворение. Напишите:

Дон-Аминадо
"Города и годы"


В учебнике мы читаем (стр. 157), что "Дон-Аминадо" - это псевдоним. Как на самом деле звали этого поэта?
Добавьте эту информацию к нашей записи.

Прочитайте стихотворение "Города и годы".
Ответьте письменно на 2-ой вопрос после произведения (учебник - стр. 158). Подскажу: где находился поэт с 1920 года?



Отлично! Мы с вами проделали большую работу. К следующему уроку Вы должны выбрать одно из этих стихотворений и выучить его наизусть. Запись можете прислать по желанию.





Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о Великой Отечественной войне. Запишите в тетрадь число и тему урока.