Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)


Александр Трифонович Твардовский

Александр Трифонович Твардовский – писатель, поэт, журналист – родился в 1910 году на Смоленщине (хутор Загорье) в семье кузнеца.
Сочинять поэт начал раньше, чем научился свои стихи записывать.
С 1924 г. Твардовский стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах.
С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошёл с первого дня до победного завершения, пережив немало испытаний и лишений. Именно поэтому, когда читаешь его произведения о войне, особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги людей.
Он был военным корреспондентом (Сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающий сообщения с мест. Военный корреспондент). Вместе с героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми, которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту не сомневались в победе, в нашей победе.
На фронтах Великой Отечественной войны воевали все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.
Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.
Об одном из таких героев войны – произведение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году. Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового сражения.

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.


Баллада (от франц. ballade – танцевальная песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.


Характерные черты баллады:


Прочитайте это стихотворение вслух. Подумайте, какую главную мысль хотел до нас донести автор.


Иллюстрация к стихотворению


- Скажите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали «Рассказ танкиста»?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- О чём рассказал танкист?

В стихотворении два лирических образа (главных героя в стихотворении) – танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов, потому что не знают, где стоит вражеская пушка.

- Назовите тему стихотворения.
- Какую картину вы представили?

Какие слова, непонятные выражения вам встретились?
Гвоздит - упорно повторяет одно и тоже.
Тыл - задняя сторона чего-нибудь.
Расчёт - воинская группа, обслуживающая орудие, пулемет и другие боевые средства.
Копоть - сажа, оседающая на поверхности чего-нибудь.

- Объясните смысл слов: «Всё нынче, как спросонку».
(Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне).

Стихотворение начинается с сожаления о том, что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат:

«Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…».

Один такой сорванец и подошёл к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так описывает поэт героя своего произведения.

- Прочитайте слова, выражения, которые описывают трудный бой.
- Что вы узнали о танкисте, от лица, которого ведётся рассказ?
Танкист вспоминает, что благодаря юному герою зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём», и это спасло многие жизни.

- Найдите описание главного героя стихотворения.
- Расскажите о характере мальчика. Докажите словами из текста.
(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.
Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует.
Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал).


- Что его больше тревожит? Ответьте словами стихотворения.
- Почему командир принял помощь мальчика? Посадил в танк и продолжил бой?
- Как называет мальчика танкист? Почему?

Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

- Почему мальчик, несмотря на «страшный бой», бросился помогать танкистам?
- Можно ли назвать поступок мальчика подвигом?
- Как вы думаете, почему А. Т. Твардовский начинает и заканчивает стихотворение одинаковыми словами?
- Почему танкист забыл спросить, как зовут мальчонку?
- Почему он не может себе это простить? (Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).
- В каких словах стихотворения, по – вашему, заключена его главная мысль?

Вывод
Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.


Ответим теперь на вопросы из начала урока

Тема баллады – героический поступок 12-летнего мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда. Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу, мужество, любовь к родине.



К СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ ПОДГОТОВЬТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

При желании можете записать своё выступление и поделиться в группе или прислать мне лично сообщением.


Правила выразительного чтения стихотворения

  1. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери
    • темп (скорость);
    • интонацию;
    • громкость чтения;
    • жесты и мимику.
  2. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.
  3. Обязательно соблюдай
    • рифму (делай правильное ударение в словах);
    • стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
  4. Постарайся выразить
    • эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
    • эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.
  5. Следи за своей дикцией. Произноси слова правильно, отчётливо.