Русский язык 5 класс
Спряжение глаголов.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
Здравствуйте, ребята! Сегодня начнём урок со словарной работы. Запишите сегодняшнее число
Шестое мая
Спишите данные слова, подчёркивая орфограммы.
Инфинити́в, мечта́, космона́вт, стадио́н, аре́на, спартакиа́да.
Составьте устно с каждым словом словосочетание.
Изучение новой темы
Ребята! Какие постоянные признаки есть у глагола? (вид и спряжение) Что вы знаете о спряжении глагола? Что принято называть спряжением?
Сегодня на уроке мы будем говорить об этой категории. Запишем тему урока
Спряжение глаголов.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
В учебнике в § 115 на странице 138 приводится рамочка, в которой написано, что глаголы делятся на две группы: I спряжения и II спряжения. По какому признаку их так распределили?
Чтобы лучше разобраться в этой теме, посмотрите видеоурок, а потом запишем памятку.
Памятка
Определите спряжение глаголов: идут, шумят, сидит, зовёт.
Проверим
идут - I спр., шумят - II спр., сидит - II спр., зовёт - I спр..
Мы легко справились с задачей, так как у этих глаголов окончания ударные. Но как определить спряжение у глагола, если у него окончание безударное?
В следующем видеоуроке мы найдём ответ на этот вопрос.
Памятка
Выполните в тетради упражнение 712. Рассуждайте так:
Просить - что делать? - оканчивается на -ить, относится ко II спр.. Ставим в 1 л. мн. ч.: мы что делаем? (вопрос должен начинаться на ту же букву, что и в Н.ф., чтобы не изменился вид глагола!) - просим (в окончании пишем "и").
Приставки не изменяют спряжение глагола!
Отбросьте приставку, чтобы ударение сместилось на окончание.
Выполните упражнение 714 по образцу в учебнике. Пользуйтесь приведённой выше подсказкой.
Подведём итоги урока
Чтобы определить спряжение у глагола, надо:
- если окончание ударное, посмотреть на гласную в окончании: Е → I спр., И → II спр.;
- если окончание безударное, поставить глагол в Н.ф. и посмотреть, на что он оканчивается (помним об исключениях);
- отбросить приставку, чтобы окончание стало ударным (потом смотрим пункт 1);
- поставить глагол в 3 л. мн.ч.: окончания -ут/ют → I спр., -ат/ят → II спр..