Русский язык 5 класс
Буквы Е – И в корнях с чередованием
Здравствуйте, ребята. Начнём урок с морфемной разминки.
Напишите в тетрадях сегодняшнее число
Пятнадцатое апреля
Разберите слова по составу:
расстилать | замирать |
расстелить | замереть |
Какой частью речи являются данные слова? Какая схема соответствует им?
Можно ли сказать, что слова, записанные в один столбик, - однокоренные?
Да, у них корни выражают одинаковое значение, но в составе слова есть различия (разные суффиксы).
И если определить грамматические признаки, мы увидим, что перед нами глаголы разного вида (расстилать, замирать - что делать? - несов.в.; расстелить, замереть - что сделать? - сов.в.)
Давайте внимательно посмотрим на корень в каждой паре слов. Почему он пишется по-разному? То с буквой Е, то с И?
При изучении существительных мы уже встречались с орфограммой "Правописание гласных в корнях с чередованием". В таких корнях выбор гласной зависит от определённого условия. Какое же условие влияет на написание Е-И в корнях глаголов? Об этом мы и узнаем на нашем уроке.
Запишите тему урока
Буквы Е – И в корнях с чередованием
Откройте учебник на странице 127 (§ 109), прочитайте теоретический материал и сделайте вывод : когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда И.
Ещё раз прочитайте образец рассуждения под правилом!
Чтобы данная тема стала ещё понятнее, посмотрите видеоурок.
Буквы Е – И в корнях с чередованием
Подведём итог урока. Мы узнали, что в глаголах бывают корни с чередованием гласных Е-И, написание которых зависит от суффикса А за корнем (если есть суффикс А, то в корне пишется И, если его нет, то Е).
К следующему уроку вы должны выучить это правило наизусть и уметь его применять; выполнить письменно упражнение 686. Во время записи выделяйте корень и указывайте выбор гласной (см. образец в правиле). Обязательно выполните разборы.