Русский язык 5 класс
Глагол как часть речи
Здравствуйте, ребята! Запишем сегодняшнее число и тему урока
Шестое апреля
Глагол как часть речи
Как вы думаете, о чём будет сегодняшний урок? Что мы должны будем вспомнить? Чего мы должны добиться на этом уроке?
- Иметь представление о глаголе как о части речи, об употреблении глаголов в речи;
- знать морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль в предложении;
- уметь определять время, число, лицо глагола.
Мы с вами уже изучили существительные и прилагательные. Вспомните, с чего мы начинали давать характеристику частям речи?
Конечно, с определения общего грамматического значения.
Если все существительные обозначают предмет, а прилагательные - признак предмета, то что обозначают глаголы?
Посмотрите на опорный материал и, заполняя пропуски, прочитайте определение глагола.
У всех получилось? Если нет, посмотрите в учебник (§ 104 стр. 113-114), прочитайте в красной рамочке определение глагола и попробуйте повторить его по памяти.
При этом вы можете воспользоваться памяткой:
Выполним практическую работу
Запишите следующее предложение:
В сумерках розовеют стволы берёз.
Подчеркните грамматическую основу. К подлежащему задаём вопрос: кто? что? На эти вопросы отвечает слово стволы. Подчеркнём одной чертой. Что делают стволы? Розовеют. Это слово - сказуемое. Подчеркнём его двумя чертами. Получилась запись:
В сумерках розовеют стволы берёз.
Хорошо. Мы нашли главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Надпишите сверху.
Подлежащее - сущ.
Сказуемое - глаг.
Мы видим, что подлежащее-существительное стоит в форме И.п. мн.ч., а глагол? Определим его грамматическое значение: розовеют - что делают? Глагол стоит в настоящем времени, во множественном числе, так как можно подставить местоимение они. Это местоимение 3 лица, значит, и глагол тоже в 3 лице. Какая категория совпадает у глагола и существительного (в данном случае)? Число. Делаем вывод: сказуемое-глагол согласуется с подлежащим в числе.
Выполните теперь самостоятельно упражнение 652 по учебнику (стр. 114) письменно в тетради. Обратите внимание, что под текстом даются слова для справок (эти слова надо использовать для выполнения этого упражнения).
К следующему уроку вам необходимо отлично знать определение глагола, уметь определять его грамматические признаки.