Литература 5 класс
Даниэль Дефо (1660-1731)
«Приключения Робинзона Крузо»
Здравствуйте! Ребята, на прошлом уроке литературы мы познакомились с английским писателем Даниэлем Дефо и начали читать его знаменитый роман "Приключения Робинзона Крузо", сюжет которого основан на реальной истории боцмана Александра Селькира, который четыре года прожил на необитаемом острове. Дефо много раз переписывал книгу, придав её окончательному варианту философский смысл – история Робинзона стала аллегорическим изображением человеческой жизни как таковой.
На иллюстрации к данному уроку вы видите главного героя произведения. Что мы узнали о нём в первых двух главах?
Краткое содержание
Глава 1
С раннего детства Робинзон больше всего на свете любил море, мечтал о дальних плаваньях. Родителям мальчика это очень не нравилось, так как они желали более спокойной счастливой жизни для своего сына. Отец хотел, чтобы тот стал важным чиновником.
Однако тяга к приключениям была сильнее, поэтому 1 сентября 1651 года Робинзон, которому на тот момент было восемнадцать лет, не спросив разрешения у родителей, вместе с приятелем сел на корабль, отправлявшийся из Гулля в Лондон.
Глава 2
В первый же день корабль попал в сильный шторм. Робинзону было плохо и страшно от сильной качки. Он тысячу раз клялся, что если всё обойдётся, то он вернётся к отцу и больше никогда не будет плавать в море. Однако наступивший штиль и стакан пунша помогли Робинзону быстро забыть обо всех «благих намерениях».
Моряки были уверены в надёжности своего судна, поэтому все дни проводили в развлечениях. На девятый день плавания с утра разыгрался страшный шторм, корабль дал течь. Проходившее мимо судно бросило им шлюпку и к вечеру им удалось спастись. Робинзону было стыдно вернуться домой, поэтому он решил снова отправиться в плаванье.
Давайте побеседуем
1. Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?
Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.
2. В какой семье родился Робинзон? Как его воспитывали родители? Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?
Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины".
3. Почему Робинзон решает сбежать из родительского дома? Чем обусловлен его выбор? Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли поведение героя романа, решившего утолить свою "страсть к морю"?
Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чём другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает.
Каким предстаёт перед нами герой?
Робинзон - это типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений. Ему присущи деловая смётка, здравый смысл, практицизм, расчётливость, интересы выгоды. Он разумен, хочет сам выбирать свою судьбу.
Домашнее задание
Прочитайте к следующему уроку главы 3-6. Во время чтения делайте записи, пометки: какие черты характера проявляются у главного героя, почему ему удаётся спасаться из трудных ситуаций?